Внутренний мир киселевчанки Людмилы Грищенко - как большая энциклопедия. В ней все, чем богаты выразительный русский язык и бессмертная литература: цитаты из произведений классиков, крылатые выражения, поэзия, речевые приемы. Уже много лет Людмила Анатольевна преподаёт русский язык и литературу. Но все слова излишни, если говорит душа. Чтобы диалог состоялся, педагог великого и могучего использует богатые возможности графики и цвета. Почти два года назад Людмила Грищенко всерьез увлеклась живописью. Особенность ее картин, как и работ других художников-любителей, в отсутствии строгих правил. Главнее этого - природный талант и чувства, без вуали и грима.
Рисовать она любила всегда. И с удовольствием разрисовывала предметы быта, дарила свое творчество друзьям и знакомым, применяла свой талант в педагогической работе. Все это вызывало у людей эмоции, но никто не придавал ее мастерству большого значения.
Не требует признания она и сейчас, не афиширует открытие своих персональных выставок, не приглашает на них народ. Ее творчество любит тишину. Оно не для сенсации, не для критики и обсуждений, а для души.
«Мои картины - это мой диалог, мое состояние, мое выражение и мое откровение. У моих картин нет сложных сюжетов и название есть только у одной работы. Оно не требует разъяснений, не таит загадок. Вот, к примеру, черный квадрат Малевича. В чем его уникальность и ценность? В философии, наверное, в этом квадрате есть какой-то математический код или что-то еще. И такое искусство имеет место быть. Но мое личное мнение - живопись должна не будоражить мозг, а радовать не только глаза, но и душу», - говорит Людмила Анатольевна.
Свое творчество оно считает близким с творчеством импрессионистов. Художники этого культурного течения всегда утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались достоверности изображения, пытались уловить впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент.
Но рисовать все то, что видит вокруг, Людмила Анатольевна не желает. Ее творчество в определенные моменты – спасение от серых будней шахтерского города. Когда нет возможности бывать за городом, выезжать на дачу, красивую действительность она создает себе сама, окружая яркими красками. От того на ее картинах часто можно увидеть цветы в вазе или горшке, овощи на салфетке или цветном фарфоровом блюдце. В них «соки» жизни, яркость и красота. Остаться равнодушным невозможно.
Людмила Анатольевна рисует не только с натуры. Многие сюжеты – это плод ее фантазии и тот приют, в котором, возможно, сейчас хотела бы оказаться душа – маленькие домики у речушки, поле с одуванчиками, клумба с яркими маками или синева вечности. «Я не только рисую сама, очень люблю знакомиться с картинами других художников. Раз в месяц посещаю прокопьевский «Вернисаж» и смотрю картины художников в Интернете. Недавно нашла страницу художника Челябинской области. Он рисует свою родную деревеньку: покосившиеся домики, стога сена, коров и гусей, разбитые поселковые дороги, детей, стариков. Это очень трогает. Однажды я написала автору: «Благодаря вашим картинам я понимаю, что люблю свою Родину», - рассказывает мастер.
Она тоже любит рисовать и пейзажи, и лица людей. На ее портретах - родные люди, знакомые и незнакомые киселевчане. Даже персоны мирового бомонда, к примеру, Анджелина Джоли и Ален Делон. «Для меня не существует красивых и не красивых лиц, выразительных и не выразительных черт, сложных и не сложных задач. Но сложнее всего, не как автору, как человеку, рисовать старость. Быть может, ее сложнее всего чувствовать», - продолжает художник.
Другие сложности ей не знакомы. Писать картины – всегда удовольствие и всегда реализация. Но не всегда удовлетворение. Впрочем, это не значит, что над картиной, которая не удовлетворяет на все сто, будет проведена работа над ошибками. Пережить одно состояние дважды невозможно, а значит, повторный сюжет будет новым.
«Мое творчество не носит затяжной характер. Я могу долго размышлять над сюжетом, но сяду и напишу сразу, отображу все, что чувствую», - говорит мастер.
До недавнего времени исключение составляли горы. Для Грищенко их природа была не близка, их геометрия – загадка. Один из своих горных пейзажей она рисовала полмесяца. Потом, словно почувствовала энергетику той стихии, подобрала краски, рука быстро начертила рельеф, подобрала краски.
Сейчас в Культурно-досуговом центре Красного Камня проходит персональная выставка Людмилы Грищенко. На ней представлено 50 работ. Примерно столько же еще осталось дома, столько же раздарено друзьям, знакомым, родным. Эта арифметика лишь только недавнего творчества, из серии, что написана маслом. Раньше Людмила Анатольевна писала сухой пастелью. Гуашью, цветными и серым карандашом.
«Рисовать маслом начала меньше двух лет назад. Во время пандемии педагог по изобразительному искусству нашей школы решила провести мастер-класс для педагогов. Так все и началось. И мне хочется рисовать еще и еще. После этого я закончила три он-лайн курса: портрет, карандаш и масло, желаю учиться еще», - говорит Людмила Анатольевна.
Но ни теория, ни практика, ни «набитая» рука не превратит подобное домашнее творчество в настоящее народное искусство, если на картине нет чувств и эмоций, нет переживания автора, нет диалога с белым холстом.
На картинах Людмилы Грищенко все это есть. Все, о чем она молчит и пишет, превращает каждую картину в короткую жизненную историю, не менее ценную, чем сокровища литературы, о которых днем педагог рассказывает своим ученикам.