Шахтерка. Молодость под землей

Шахтерка. Молодость под землей

25.08.2022
Шахтерка.  Молодость под землей

Девяностолетняя киселевчанка Софья Ивановна Сидельникова готовится к зиме. Для жителей частного дома вопрос первостепенной важности – заполнить закрома углем. Когда-то почтенная горожанка даже представить не могла, как выглядит топливо, за которым каждый день тысячи шахтеров Кузбасса уходят в глубокие подземелья. Нелегкую цену угля она узнала, приехав в Киселевск. Почти три с половиной десятка лет Софья Ивановна проработала на шахте «Краснокаменская». Восемнадцать из них выполняла она мужскую подземную работу. В переломную для всей угледобывающей деятельности эпоху, когда женщин-шахтерок выводили из-под земли на поверхность, ударница стала наставницей молодого поколения парней. Она же на своих плечах испытала всю тяжесть лет, когда из старого деревянного села, Киселевск превращался в современный город настоящих тружеников.

 Еще до начала войны семья Софьи Ивановны из Алтайского края переехала в небольшое село под Усть-Каменогорском. Оттуда отца забрали на фронт, а она вместе с мамой и еще тремя сестрами стала жить в подвальном помещении одного из домов. «Чтобы мы не замерзли, хозяева установили там печку. Печка была и в каждом классе сельской школе. Дежурный по классу должен был приходить раньше всех, растапливать печь, разогревать на них чернила. Но что такое уголь я не знала, топили лесом, который сплавляли по реке, еще кизяком», - говорит Софья Ивановна.

Как выглядит уголь, она впервые узнала, когда в 1947 году, после возвращения отца с фронта, семья приехала в Киселевск. «Мы считали, что мой папа пропал без вести. Но в 1946 году он пришел. Оказывается, он был в плену у немцев. В Германии трудился в шахте. Я, в отличие от папы, не представляла как это - работать под землей. Но жизнь заставила», - рассказывает ветеран угольного труда.

Но шахтерская история началась для Софьи Сидельниковой не со штреков, уклонов и горизонтов, а со стройки. «В Киселевске я окончила 8 классов. И подала заявление в горный техникум. Тогда он располагался в небольшом бараке. Но уже был заложен фундамент здания, в котором техникум находится сейчас. Все будущие студенты в летний период должны были отработать на строительстве нового здания. И за лето силами парней и девушек «подняли» стены. Позже строили общежитие горного техникума. До этого там было болото», - вспоминает женщина с героической судьбой.

Окончив горный техникум, Софья Сидельникова пошла работать на шахту 4-6. В последствие она была переименована в «Краснокаменскую».

«За 34 года своего трудового пути я сменила несколько профессий: газомерщик, десятник, горный мастер, инженер по технике безопасности, горный диспетчер, заместитель начальника участка вентиляции», - подчеркивает Софья Ивановна.

Тогда женщины работали в шахте наравне с мужчинами. Подземная промышленность в сороковые-пятидесятые держалась в большей степени на женских плечах. Мужиков после войны не хватало.

«Женщины выполняли сложные работы, катали вагонетки, были осланцовщицами, вагонооткатчицами, крепильщиками, навалоотбойщиками, бутчицами. А я была газомерщиком. Шахты были с крутыми пологами. Мы по «лазкам» карабкались, как обезьяны по лианам. Да еще и с грузом. Вот, к примеру, что делала женщина-осланцовщик? У нее за спиной огромный мешок, с осланцовойчной пылью. Им она обрабатывает выработки, чтобы угольная смесь не взрывалась. А кто такие газомерщики? Это первопроходцы. Мы спускались в шахту первыми, измеряли уровень газа в выработках. А потом уже на работу шли проходчики, забойщики и другие», - говорит Софья Сидельникова.

Но свою работу она любила, считала ее вторым домом. «На работу девчата шли с настроением, песни пели. А после смены усталость старались не показывать», - продолжает женщина с героической профессией.

Даже в сложные восстановительные годы предприятия старались обеспечить свои молодые кадры жильем. Семье газомерщицы дали дом по улице Дзержинская. Софья Ивановна и сейчас проживает в нем.

«Мой папа тоже работал на шахте. Вот нам, как семье, в которой 2 горняка и 5 детей, отдельное жилье и предоставили», - показывая свои просторы говорит хозяюшка.

Это было еще до того, как женщин стали выводить из под земли. «Подросла молодая смена специалистов. И шахтерок начали выводить на поверхность. Узнав об этом, мы плакали, боялись, что нам не предоставят работы», - вспоминает киселевчанка.

Но девчонкам, знающим тонкости работы под землей как свои пять пальцев, и на поверхности дела находились. Софья стала работать на должностях уровня повыше. «Однажды давала ночной наряд, чертила схему, подняла глаза, а на меня парень смотрит. Это был мой будущий муж. Он тоже работал шахтёром, но в Новокузнецке. В Киселевск приехал в гости, а на нашу «Краснокаменскую» пришел сестру встречать», - так началась история любви Геннадия Ивановича и Софьи Ивановны Сидельниковых.

После свадьбы молодой шахтер переехал в Киселевск и продолжил свой трудовой путь на шахте «Киселевская».

В те годы между шахтами шли постоянная соревновательная борьба. Чего стоили предпраздничные «ударные» вахты накануне Дня шахтера, годовщины Дня Победы, 1 Мая и так далее. «Я помню, был конкурс по безопасности. Мы выбились в лидеры, наравне с другой шахтой из другого города. Чтобы выявить победителей, комиссия учитывала все, не только темпы добычи, но в первую очередь безаварийность. Мы победили. На наш участок выделили автомобиль и денежную премию. Машина тогда была роскошью. Но, посовещавшись, решили отдать ее единственному мужчине-бригадиру. А деньги на всех разделили», - при этих воспоминаниях Софья Сидельникова улыбается.

На ее груди 3 медали. Два из них – «Ударник социалистического труда». Свои трудовые регалии ветеран труда хранит и надевает всегда по праздникам. Для нее они - как доказательство ее трудовых лет.

Даже сейчас, спустя долгие годы, Софья Ивановна помнит все до мелочей. «Шахта была большая. В ней 4 уклона: по двум выдавали уголь, один для людей и 1 для спуска оборудования и материалов», - воспоминания о годах ежедневного подземного труда и сейчас не дают покоя.

Вспоминает Софья Ивановна и то, как в советские годы шахтеры отдыхали. «В кино, на танцы, на концерты ходили в «Клуб угольщиков». Он находился там, где сейчас киноконцертный зал «Россия». А вокруг стояли соломенно-мазанные дома. Асфальта не было, лишь деревянные тротуары. По ним после трудных смен и бегали на вечерки. Молодыми ведь были!» – говорит Софья Ивановна, и поправляет изящную шляпку на голове. Хоть шахтерка, но истинная женщина!

 

Фотогалерея

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: