Как организовать детский праздник, чтобы все остались довольны? Людмила Марченко, педагог дополнительного образования Центра детского творчества, знает ответ на этот вопрос. Она создает праздник своими руками. Её ростовые куклы – неотъемлемая составляющая развлекательных мероприятий, «гвоздь» новогодних утренников и спектаклей.
А начиналось все … с голубого слона. Неизвестно откуда взявшаяся старая ростовая кукла требовала серьезной реставрации к новогоднему празднику. «Огромная голова на тяжеленном стальном каркасе, обтянутом поролоном! – вспоминает Людмила Николаевна. – Починить такую игрушку самостоятельно я не могла – сварочным аппаратом не владела. Пришлось фантазировать, чтобы изготовить новую! Сделала выкройку, взяла новый поролон и сшила нитками вручную голову сказочного животного. Я ведь не знала тогда даже, что детали поролона можно склеивать. Голубым сатином обтянула фигуру слона – и получилось неплохо. Всем понравился новый голубой слон. Хотя недостатков у него было немало». Первый опыт оказался очень полезным. Ведь на следующий год понадобился новый персонаж для новогоднего представления – Петух, символ наступающего Нового года по китайскому календарю. Кстати, символы наступающего Нового года стали появляться в коллекции Людмилы каждый год. И снова в ход пошли подручные материалы, а самое главное – фантазия и терпение. «Каждое пёрышко обрабатывалось детально, процесс затягивался, но зато эффект был отличный!» Кроме того, на конкурсе новогодних костюмов Петух Людмилы Марченко занял первое место!
Так, появилась, можно сказать, традиция в Доме творчества: наступает Новый год, значит, должен появиться и его символ – новая ростовая кукла. Как она будет выглядеть, из чего её изготовить? Задолго до праздника приходится заниматься такой трудоемкой работой, как поиск материала. «Ведь хочется, чтобы персонаж был по-настоящему интересным, не фальшивым. Иногда, например, сложно найти мех нужного оттенка. Тогда прибегаем к хитрости. Так, у Обезьяны белый животик сделали из махрового полотенца, потому что не нашли в магазинах белого меха. А у Пикачу мех на щечках пришлось покрасить, а потом вычесать аккуратно розовую краску, чтобы смотрелось естественней». Вообще материалов для изготовления ростовых кукол нужно очень много: поролон, синтепон, мех, лайкра, кожа натуральная и искусственная, трикотаж, шелк, подкладочная ткань и даже … чайные ситечки! Сложно представить, для чего они нужны! Но у Людмилы нет секретов, потому что замечательной идеей использования чайных ситечек с ней поделились когда-то мастера-профессионалы. Самые первые ростовые куклы у Людмилы были без глаз. «Просто отверстия, чтобы человек мог смотреть через них, - начинает свой рассказ Людмила.- Но пустые темные глазницы не очень-то привлекали и, возможно, даже пугали детей. Круглые чайные ситечки как раз подходили для того, чтобы закрыть зияющие дыры. Их, конечно, сначала нужно раскрасить под «глазки», потом освободить отверстия от краски с помощью иголки, а потом уже пришить». Даже при близком рассмотрении трудно догадаться, что вместо глаз у любимых персонажей такие простые предметы домашнего обихода!
«При всей кажущейся простоте создавать такие куклы весьма нелегко, - констатирует Людмила Николаевна. - Основная проблема состоит в том, что сама по себе кукла очень большая и довольно тяжелая. А ведь внутри будет находиться хрупкая женщина – душа ростовой куклы, которая заставит ее «ожить». Более того, кукла должна двигаться, веселить детей, причем нередко в течение нескольких часов». Поэтому при изготовлении ростовой куклы очень важно учитывать данный фактор: кукла должна быть удобной для человека, находящегося внутри, так как это напрямую влияет на качество его работы. «Я сама примеряю куклу, забираюсь внутрь, чтобы проверить, насколько комфортно в ней будет работать», - говорит Людмила.
Одной из самых любимых кукол Людмилы является Ворона. В 2022 году появилась эта игрушка. Мастерство рукодельницы проявилось во всю силу: внимание к деталям – это конек Людмилы Николаевны. Каждое перышко прорабатывалось: красилось, желатинилось, выстригалось, формовалось. Перья, разные по форме, по величине, по цвету, пришивались вручную. Эффект, действительно, необыкновенный! У других зверей тоже много значительных деталей. Например, когти на лапах. Они должны быть мягкие, но хорошо держать изогнутую форму. При этом лапы – это перчатки, которые одевает артист. Они должны быть максимально удобными, чтобы свободно пользоваться руками.
Как отмечает мастерица, каждая ростовая кукла - сродни рождению ребенка. «Иногда кажется, что воплотить замысел новой идеи кажется неисполнимым, - признается Людмила Марченко. - Однако уже в процессе производства удается соблюсти баланс и внешней привлекательности, и внутреннего комфорта». Оптимальный срок для изготовления ростовой куклы составляет почти месяц после разработки концепции и её воплощения в эскизе. Конечно, только одной фантазии не хватит, чтобы изготовить куклу больше человеческого роста. Знания прежде всего позволяют с точностью сконструировать копию животного. «Я с детства мечтала шить костюмы для кино, но не знала, в каком институте можно получить такую профессию. Поэтому после окончания школы поступила в Новосибирский институт легкой промышленности по специальности инженер-технолог швейного производства». Сочетание знаний, опыта работы и мастерства позволяют сегодня Людмиле Николаевне воплощать самые смелые идеи.
Волк, Заяц, Панда, Белый Медведь, Дракон, Тигр, Пикачу – больше 20 ростовых кукол изготовлено Людмилой Марченко. Одна за другой появляются «ожившие» гигантские игрушки из костюмерной и вызывают непроизвольную улыбку. Также и у детей первая реакция – это удивление, радость. Куклы вызывают только позитивные эмоции и поднимают настроение. А мероприятие с участием ростовой куклы надолго остается в памяти детей.
«Злые персонажи у меня не получаются. Честно. Как бы я ни старалась, - замечает Людмила. – Хорошо, что большинство сказочных героев в спектаклях - добрые животные. Но есть один отрицательный персонаж - Гринч, похититель Рождества. Как я ни старалась, но злым его сделать так и не смогла».
И это хорошо, потому что каждая кукла должна нести в себе добро, радость, тепло рук умельца и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых в сказочный мир.