День России – праздник национальный. В каждом уголке страны его отмечают по-своему. В Киселевске – это праздник высоких скоростей, экстрима и спортивного азарта. Он проходит по-русски, с размахом, на протяжении двух дней. Киселевская трасса – одна из самых лучших в России и самих «характерных». Она испытывает все: и прочность болидов, и нервы пилотов. Самое место не только для проведения Открытого Чемпионата и первенства Кемеровской области по автомобильному кроссу, но и для отборочного этапа на финал кубка России.
Киселевская история экстремального спорта берет свое начало в 2006 году. Тогда самые первые соревнования собрали всего 12 спортсменов. Шестнадцатый кузбасский чемпионат и первенство объединил более 50 участников из разных городов Кузбасса, Новосибирска и Новосибирской области, Омска, Томской области, Барнаула, Алтайского края и Красноярского края.
Заезды состоялись по дисциплинам: Д2Н, Супер-багги, Д2-классика, Супер-1600, Т1-2500 (автомобили УАЗ), Д3-юниор, Д2-юниор («Ока»), Д2 юниор (ВАЗ-2108), Д3-мини, Д3-микро.
Особе внимание киселевских болельщиков – к заездам в группе «Супер-багги». Именно там выступают два участника из Киселёвска. Это Николай Фетисов и Евгений Зинатулин. Они друзья по жизни и соперники на кольцевой дороге.
Придя вторым к финишу, Николай Фетисов вспоминает, как несколько лет назад, за 7 дней до очередных соревнований, постоянный участник киселевского автокросса Константин Кожевников привез в его гараж багги. А вместе с ним целую гору «железа». Автомобиль был не на ходу, нуждался в полном восстановлении.
«Он сказал мне: «Гоняй! Машины не должны гнить в гаражах, они должны работать. Шесть ночей я и мои товарищи восстанавливали автомобиль. И я впервые вышел на трассу. Что такое автокросс? Это знают все. И многие хотят попробовать, но не все решаются. По моим сведениям, примерно десять гоночных машин сейчас находятся в разных гаражах Киселевска, а тем временем только мы вдвоем представляем наш город. А ведь когда-то у нас была одна из многочисленных команд автогонщиков в Кузбассе», - сетует Николай.
Особо его огорчает, что в спорт для экстремалов не приходит молодая смена пилотов. Победитель и призер многих соревнований в городах Кузбасса, Алтая и Новосибирской области через пару-тройку лет обещает начать исправлять ситуацию. «Моей дочери Эмилии 2 года. У нее уже есть 2 «миника». Непременно будет ездить», - уверяет Николай Фетисов.
Это он привел в спорт, где нет места слабым и нет места вторым, Евгения Зинатулина. «Сначала я ездил на соревнования в качестве механика Николая. А потом решил сам сесть за руль. Вот этот мой автомобиль целых 7 лет стоял без движения. Его мы отремонтировали и это мои первые соревнования в Киселевске», - рассказывает Евгений.
Вдохнуть вторую жизнь в бездыханный авто для Евгения – не проблема. В этом деле он профессионал. В армии служил механиков-водителем, в сегодняшней профессии – ежедневно за рулем. Свой личный автомобиль тоже имеется.
Езда по гоночной трассе правилам городского движения не поддается. Чтобы «накатать» мастерство, и Евгений, и Николай тренируются на грунтовой дороге поселка Фланговый.
Трасса знакомая, опыт имеется, но на финальных заездах Евгения немного подвел двигатель. В итоге, к финишу он приходит третьим. Но это обстоятельство его не огорчает. Для новичка главная победа – победа над собой.
Как и его друг Николай, он желает, чтобы автоспорт в нашем городе процветал. «Поддерживать его сегодня приходится на энтузиазме организаторов и участников, а учиться нам – на ошибках других и личном опыте», - говорит Зинатулин.
У Евгения два сына. Младшему Артему – 3 года, Старшему Роману – 6 лет. Они – первые болельщики своего папы. В будущем мальчишки тоже хотят участвовать в подобных соревнованиях.
И стать таким, как Никита Ильиных из Новосибирска. Он самый молодой двукратный Чемпион России в классе Д2-классика.
Принимать участие в этой спортивно дисциплине разрешено с 16 лет. Именно в таком возрасте Никита и заслужил Чемпионский титул.
Сейчас ему 20 лет. И он часто вспоминает, как много лет назад ему на день рождения подарили багги.
«Дядя, дед, папа – все автогонщики. У меня не было выбора. И возражений на этот счет тоже не было. Я очень хотел заниматься спотом для настоящих мужчин и смелых дам, - говорит чемпион Ильиных.
Всех тех, кто задумается о том, чтобы «заболеть автомобильной лихорадкой» Никита предупреждает: этот спорт не только экстремальный, но и дорогостоящий. Покупка конкурентноспособного автомобиля с хорошими характеристиками обойдется в сумму порядка 200-250 000 рублей, подготовиться к соревнованию – примерно 30 000 рублей. Расходы на бензин особой марки, масла, запчасти, экипировку… Список можно продолжать.
Но для любого гонщика деньги – не средства, а возможность вновь и вновь «щекотать» свои нервы в подобных соревнованиях.
Кстати, российский чемпион замечает: киселевская трасса – одна из лучших в Сибири.
Это приятно слышать организаторам Отборочного этапа на финал Кубка России и Открытого Чемпионата и первенства Кузбасса по автокроссу. Во время церемонии открытия все, кто внес личный вклад в организацию и поведение одного из самых зрелищных мероприятий года получили грамоты и благодарственные письма.
Победители и призеры соревнований в каждом классе награждались грамотами, медалями, кубками и денежными премиями.
Оба киселевских спортсмена, и Николай Фетисов, и Евгений Зинатулин оказались в числе призеров. У Евгения – третье место, у Николая – второе. В руках серебряного призера в классе «Супер-багги» оказался и главный приз – Кубок главы города Киселевска.