От заляпанного глиной автомобиля лучше стоять подальше. От него жар, как от батареи. Мотор разгорячён так, что на нем можно поджарить яичницу. Кстати, о еде. Заезд закончен, можно и подкрепиться. Многие пилоты накануне соревнования росинки маковой в рот не берут. Примета такая. У автогонщиков, как у спортсменов других видов спорта, вообще много суеверий. Например, они не фотографируются со своей машиной на фоне гонок. Кажется, что это придумали специально для надоедливых журналистов и желающих запечатлеть яркие моменты соревнований. Автокросс – спорт, который привлекает внимание болельщиков всегда. Правда, соревнования по нему проводятся не так часто. В нашем городе традиционно в День России.
Пятилетний Марк Сергеев и все, кто выступает с ним в одном классе – настоящие герои дня. Заезда в дисциплине «Д3-мини» болельщики ждут особо. Управляют болидами самые юные автогонщики.
Сверху, со зрительских рядов, маленькие машины кажутся игрушечными. Особенно в сравнении с автомобилями более серьёзного класса.
Жаль, но болельщикам не видно, как отчаянно эти пятилетние гонщики жмут на педали. Словами не передать. Хочется отснять все это на видео и отправить в Голливуд. Пусть там узнают, что такое экстрим по-русски. Это вам не постановочные трюки «Форсажа».
До начало заезда дед и дядя отчаянно оберегают Марка от каких-либо расспросов и фотосессий. Они оба - автогонщики. Младший член семьи их дело теперь продолжает.
У Марка первые соревнования в жизни. За управление своей гоночной машины он сел месяц назад. Благо, что в первый день Открытого чемпионата и первенства Кузбасса по автомобильному кроссу трасса доступна для всех, можно «накатать» навык и почувствовать крутой нрав виражей.
Марк Сергеев живет в Междуреченске. Там нет специально школы или секции, где готовят спортсменов автомобильного спорта. Наставник Марка - его собственный дедушка. Главный кумир – дядя Артем Санаров.
Артему 18 лет. Сейчас он выступает в дисциплине «Д2Н». Пять лет назад, когда делал первые шаги в самом экстремальном виде спорта, был почти в три раза старше Марка. Стартовал сразу в категории «Д2-юниор», на спортивном автомобиле на базе «Оки».
Сейчас его автомобиль с большим объёмом двигателя. На ней автогонщик участвует во вторых соревнованиях. Оба стали удачными.
На киселевской трассе житель Междуреченска стал третьим. Это прекрасный результат, если учесть, что первым стал гонщик, имеющий звание мастер спорта. А на второй – кандидат в мастера.
У Артёма Санарова – первый юношеский. «Это пока!» - замечает парень. Одна из его главных целей - уйти в армию со званием мастера спорта. На выполнение задачи есть еще 2 года. Столько осталось до защиты диплома по специальности «Открытые горные работы».
Не ради титула и призов уже 8 лет в соревнованиях разного уровня участвует житель города Ордынск Новосибирской области Сергей Селюнин. Он один из самых старших участников Открытого чемпионата и первенства Кузбасса по автомобильному кроссу. Ему 61 год.
С соперниками Сергей Иванович соревнуется в дисциплине «Д2-классика». В родном городе Сергея Селюнина называют «отцом автокросса». Именно на таких энтузиастах, как он этот вид спорта и держится.
«Все для меня началось с занятий картингом. В советские времена это было очень распространено. И я трудился тренером-преподавателем. Но у меня всегда была мечта именно о соревнованиях подобного рода. Долгое время не было возможности воплотить это в жизнь. Только в 2013 году я впервые принял участие в автокроссе. И с тех пор это для меня уже больше стиль жизни, нежели хобби. Организм постоянно требует подпитки, нужен выброс адреналина. А призы и места - уже не главное. Сегодня я больше болею за продолжателей моего пути, чем за себя», - говорит участник, на которого надо равняться.
На этот раз спортсмен 1 разряда в тройку лидеров не вошел. Во 2 финальном заезде к финишу пришел третьим, а в первом – лишь пятым. В итоге - 4 результат.
Но спортсмен не расстраивается, старается подбодрить тех, кому тоже немного не повезло.
«К победе может привести только опыт и техническая «подковка». Спорт наш – для выносливых, однозначно. В обычной жизни я езжу на автомобилях разного класса. Иногда, проделав путь в несколько сотен километров, не устаю так, как устаю на этой трассе, протяжённость которой всего 1 км 200 метров. Ездить и гонять – это разные вещи», - говорит гонщик.
Чтобы стать таким, учиться в автошколе не нужно. Но без подготовки - никак. Хорошо, если в твоем городе есть специальный клуб, где могут научить всем тонкостям «не тонкого» дела, рассказать, как не попасть в «ловушки», которых на вязкой «уезженной» трассе множество.
Матвею Почекунину повезло. Он проживает в Новосибирске. Там такая автошкола есть. Занятия в ней ведет его папа – Юрий Почекунин.
Обычно бывает так: сын боксера становится боксером, у сына автогонщика нет другой судьбы, как стать автогонщиком. В случае с Матвеем все было не так. Папа не приводил сына за руку в автоклуб.
«Чтобы сын занимался спортом, я очень хотел. Для мужчины важно обладать теми качествами, которые в нем может воспитать спорт. Я предложил ему выбрать. И он выбрал автоспорт», – говорит Юрий.
Хобби не для слабонервных Матвей увлечен уже 7 лет. Начинал с «миников». Сейчас выступает в классе «Д2-юниор», гоняет на авто на базе «Оки».
Автомобиль тюнингован по всем требованиям и стандартам. Однако, после 1 финального заезда возникли некоторые технические проблемы. На 2 заезд Матвей не выехал.
Обидно! Но он искренне болеет за других, даже соперникам желает удачи.
Какой путь выбрать во взрослой жизни, Матвей еще не решил. Но уверен, спорт – это теперь навсегда. Его папа на этот счёт рассуждает так: «И здесь у сына будет свобода выбора. Для меня важно, чтобы он был доволен тем, что его детство было наполнено поездками на соревнования, духом соперничества, переживаниями, как сейчас. Матвей шестиклассник, но он объехал уже всю Россию. Самые дальние точки – Воронеж, Курск, Ростовская область. Кстати, трассы Кузбасса были одними из самых удачных. А про организацию киселевских соревнований могу сказать, что все очень достойно, прекрасно подготовленная трасса и организация на высоком уровне», - говорит папа юного спортсмена.
Для того, чтобы ежегодно встречать участников и гостей Открытого чемпионата и первенства Кузбасса по автомобильному кроссу, трудится большая команда. Это не только организаторы, но и партнеры состязаний. На торжественной церемонии открытия все кто внес свой вклад в общее дело получили благодарственные письма. Одно из них был вручен главе Киселевского городского округа Максиму Шкарабейникову.
Кубок, который был учрежден им – главный приз соревнований. На этот раз он достался единственному киселевскому участнику Евгению Вроскобойник. Пилот дивизиона «Супер 1600» продолжатель династии автогонщиков. Его отец Андрей Воскобойник – основатель традиции проведения Открытого чемпионата и Первенства Кузбасса по автокроссу в Киселевске.
По традиции были определены не только победители в личных заездах, но и по итогам командных результатов. Первое место заняла команда Алтайского края.
Все победители личных заездов тоже получили кубки и дипломы. Вот имена героев 15 по счету Открытого чемпионата и первенства Кузбасса по автомобильному кроссу в Киселевске:
Победителями в дисциплине «Д2Н» стали:
1 место – Харченко Александр (Омск), Вадим Парфенов (Новосибирск), Артем Санаров (Междуреченск).
В дисциплине «Супер багги» обладателем 1 места стал Павел Болдырев (Новокузнецк). На втором месте Оскокин Александр из Новосибирска. Третье место у Виталия Бояркина (Новосибирск).
Среди автопилотов класса «Супер 1600» лучшим стал Олег Егоров (Ачинск). На втором месте Евгений Мельников (Топки). Третий результат у Владислава Скрипника (Новосибирск).
В дисциплине «Д2-классика» самым быстрым оказался Алексей Пустовалов (Бийск). Вторую ступень пьедестала занял Александр Апанасенко (Барнаул). Третье место у Данила Шитц из Новосибирска.
В классе «Д2-юниор» самые быстрые минуты оказались на счетчике автомобиля Захара Абрамова из Междуреченска. Второе место у Дмитрия Чертов из Новосибирска. На третьем месте также представитель Новосибирска Илья Селин.
Среди победителей класса «Д3-юниор» все представители города Новосибирск: Данила Перевозчиков (1 место), Алексей Руденко (2 место), Иван Сальников (3 место).
В классе Т1-2500 в победителях представители Кузбасса: 1 место – Павел Щербатов (Новокузнецк), 2 место – Александр Говоров (Новокузнецк), 3 место – Виктор Абрамов (Междуреченск).
В классе «Д3 – мини» к финишу первыми пришел Илья Ефимов из Новосибирска. На втором месте его земляк Глеб Мажоров. На третьем пилот из Новокузнецка Андрей Воронин.