Андрей Чувашов. «У меня всё лучше всех!»

Андрей Чувашов. «У меня всё лучше всех!»

22.04.2022
Андрей Чувашов. «У меня всё лучше всех!»

Все, что осталось сегодня у киселевчанки Елены Чувашовой от ее любви и семейного счастья – это память. Память о муже Андрее, не поднявшемся на-гора 25 ноября 2021 из забоя «Листвяжной» - во всем, что ее окружает: в фотографиях семейного альбома, в уюте их квартиры, которую вместе обустраивали, в дочке Ксюше, которая так похожа на папу, даже в собачке, которую они с мужем вместе выбирали в подарок девочке…

Изо всех сил Лена пытается держаться, но не плакать не получается. Мой простой вопрос: «Как вы познакомились?» - и слезы сами собой льются по лицу. Этот день она не забудет никогда. Яркая вспышка в памяти, лучики счастья от хороших воспоминаний заставляют женщину улыбнуться. Судьба, не иначе…

«Я пришла в комбинат шахты № 12, чтобы забрать там документы. После окончания педучилища устраивалась на работу. Подошла на КПП, там охранник - молодой парень, пропустил меня, даже документы проверить забыл, кричит вслед: «Девушка, подождите, не убегайте, можно с вами познакомиться?» Разговорились, оказалось, у нас очень много общего. Наверное, с тех пор и не расставались», - вспоминает жена погибшего горняка.

20 лет они шли по жизни, как две половинки единого целого. «Мы везде и всегда были вместе. Гуляли, путешествовали, делали ремонт или навещали друзей. В магазин всегда вместе ходили, с собакой гуляли…» - Лена невольно вспоминает последние дни перед трагедией и снова плачет.

В их квартире, уютной, с хорошим ремонтом, сделанным практически от и до руками Андрея, сегодня висит оглушающая тишина. Жена шахтера, за 20 лет совместной жизни привыкшая ждать, волноваться и встречать мужа со смены, сегодня живет, как в вакууме. Пусто в доме, пусто в сердце… А в голове, как на зло, очень четкие и ясные, воспоминания о том, какое оно было – СЧАСТЬЕ.

«Встреча с Андреем была волей судьбы. Помню, буквально накануне знакомства одна моя родственница спросила «Лена, а у тебя парень-то есть?» Я тогда отрицательно помотала головой. А на следующий день мы познакомились с Андреем. И через какое-то время вдруг встретили ту самую родственницу. «Ты же говорила, у тебя нет парня!» - удивилась она. «Теперь есть!» - сказала, даже не думая в тот момент, что это не просто парень – это вся моя жизнь», - грустно качает головой молодая вдова.

Поженились Елена и Андрей 20 июля 2002 года. «Хотели заключить брак и сыграть свадьбу именно в этот день, потому что 20 июля 2001 года познакомились. Заявление в отделение ЗАГС принесли в апреле. Все над нами смеялись: «Почему так рано, до июля еще долго». Но мы торопились…»

Лена рассматривает старые фотографии в семейном альбоме, я же листаю трудовую книжку Андрея и понимаю: вот ведь судьба, он мог и не стать шахтером.  Начинал трудовой путь охранником на киселевской шахте № 12. В 2002 успел поработать инженером трансляции в телерадиокомпании «Киселевск». В этом же году ушел на шахту «Киселевская» учеником горнорабочего…

По словам Лены, Андрей действительно очень любил свою работу, искренне, без позерства и напускного романтизма. «Работы не боялся никакой, самой трудной и грязной. Страха перед шахтой у него не было. Я часто его спрашивала: «Неужели тебе не страшно спускаться туда, в темноту, с одним фонариком?» Он лишь улыбался в ответ и отрицательно качал головой», - вспоминает жена погибшего горняка.

22 года шахтерского стажа у погибшего на «Листвяжной» Андрея Чувашова. Два года не хватило до выхода пенсию. Впрочем, сорокалетний мужчина о пенсии не думал. Он просто жил, просто любил, просто радовался самым простым вещам: рыбалке и успехам дочки, грибной «тихой» охоте, зимним прогулкам на лыжах по Березовой роще  и поездке в соседний Новосибирск. «Андрей любил этот город, хорошо его знал – в детстве часто гостил там у бабушки. Он возил туда нас с дочкой Ксюшей и показывал: любимые улицы и скверы, кафешки и набережную. И так был счастлив от того, что нам с дочкой тоже все это очень нравится!»

Каким замечательным он был отцом, о том говорит внушительный семейный фотоархив. Ксюша – папина дочка. Гибель любимого отца девятнадцатилетняя Ксения до сих пор принять не может.

Воспоминания – это самое лучшее и самое тяжкое, что сегодня есть у семьи погибшего проходчика Чувашова. Нет сил вспоминать, и не вспоминать тоже невозможно, говорит Елена. Помолчав, продолжает: «Иногда я думаю, что в моей жизни после знакомства с Андреем всегда все было хорошо. Как-то пыталась откопать в памяти хоть что-то плохое – не могу. Не было у нас ни ссор, ни недопонимания. Он был идеальным мужем, как в книжке, и в то же время – своим, родным, простым, понятным и очень близким человеком. Даже когда приходил с ночной смены, мог и дома убрать, и обед приготовить, и с дочкой погулять, если надо. Ему можно было доверить любое дело. Даже не так! Он сам брал  на себя все основные обязанности в семье, все решал, но непременно советовался со мной. А еще называл нас с дочкой «мои козюльки» и всегда старался чем-то порадовать», - Лена листает альбом с фотографиями, который до сегодняшнего дня открывала когда-то давно, еще в той, счастливой жизни…

В 2011 году, поработав на шахте «Котинская», Андрей перевелся на шахту «Листвяжная». Часто говорил жене, какая хорошая там бригада, какие сплоченные и дружные ребята. «Они даже отдыхали всегда вместе. Ездили за город, отмечали дни рождения и юбилейные добычи, собирались в кафе в знаковые даты, праздники. Гуляли всегда очень цивилизованно, по-хорошему. Да вы посмотрите  на фото – Андрей везде улыбается. Он вообще был очень позитивным человеком. Идем мы, бывало, по улице, навстречу – знакомые. Спрашивает их, как, мол, дела? И сам же отвечает: «Надо говорить, что лучше всех!» У него всегда все было «лучше всех» - как с девизом по жизни, шел с этой фразой».

Был такой момент в трудовой биографии Андрея Чувашова – он вместе с частью своей бригады ушел с «Листвяжной» на шахту «Ерунаковская». Что это было, предчувствие беды? Лена так не думает. Возможно, ребята просто искали, где лучше. «Но они очень быстро вернулись назад, на «Листвяжную». Андрей говорил, что коллектив там не такой, как тут – всегда вместе, обеды-перекуры, работа, всегда помогали друг другу. На «чужой» шахте – каждый за себя. Андрею такое было очень непривычно…»

«Лена, а муж рассказывал о проблемах в шахте? Говорят, что метан там был давно…» - спрашиваю у вдовы. Она горестно качает головой. Никогда Андрей ей не жаловался, считая, что незачем расстраивать близких. Но вот накануне, за несколько дней до беды, вспоминает, увидел сон и поделился им с женой. «Будто бы под землей – пожар, так все дымно, ничего не видно и он не может найти выход. Так и проснулся, не выйдя из тьмы», - говорит.

В тот день о беде первой узнала дочка. Она учится в Новосибирске, хочет быть журналистом. Девушка позвонила матери в одиннадцатом часу утра, очень волновалась за отца. Лена полетела на шахту… Надеялись до последнего. Не верили, что с Андреем может что-то плохое случиться. Столько лет спускался под землю, бывал в разных переделках, всегда везло. Но не в этот раз…

«22 года я была ЗА мужем в прямом смысле этого слова. Андрей был очень надежным. Выражение «Как за каменной стеной» – про него»...

Вспоминает, что муж отлично готовил, к Новому году легко мог «выдать на-гора» довольно сложные кулинарные блюда: «Мясной рулет у него получался такой, что любая хозяйка позавидует». В последних числах ноября супруги как раз хотели идти по магазинам – закупать продукты к праздник.

…Никогда особенно не верившая в Бога, вдова Андрея Чувашова недавно пошла в церковь. И одна прихожанка, узнав о ее беде, попыталась успокоить: «Срок земной, значит, отмерян твоему Андрею такой, смирись. Будь благодарна за те 22 года, которые вы были вместе». Умом правоту той женщины Лена понимает, но смириться не сможет никогда. «Если это было б возможно, я сама в тот день кинулась бы в шахту, искала и доставала бы мужа…» В то, что он никогда не вернется домой, разум отказывается верить до сих пор.

 Фото из архива семьи

Фото
Фотогалерея

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: