Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники органов внутренних дел. А героиня моего материала и сейчас еще этот праздник называет Днем милиции. Потому что с юных лет, после окончания ветеринарного института, киселевчанка Людмила Апосталиди служила в милиции. Там же, а потом в полиции, прошла вся ее трудовая жизнь.
Уже несколько лет Людмила Ильинична на заслуженном отдыхе. Но и сейчас вспоминает, как тогда, в далеком 1988, ее, молодого врача-ветеринара, пригласили работать в милицию. Впрочем, не случайно. С детства Людмила любила собак и занималась ими. А тут в горотделе освободилось место милиционера-кинолога. Долго не раздумывала наша героиня, к тому же, муж ее, Николай, в милиции уже работал. Он и помог устроиться супруге на новое место работы
Тогда при горотделе был небольшой питомник служебно-розыскных собак, около десяти овчарок там содержалось. Все собаки были обучены идти по следу и задерживать преступника. С ними нужно было постоянно заниматься, поддерживать хорошую физическую форму и соответствующие навыки. В те годы еще не было надобности обучать собак-поисковиков взрывчатки и наркотиков, не знали тогда такой беды. Поэтому под моим началом была группа служебно-розыскных собак. Я и коллеги занимались с ними следовой работой, поиском вещей, задержанием нарушителей. Сейчас уже не припомню особо громких дел с применением собаки. Правда, был случай с одной из моих овчарок. Она была своевольная, хоть и умная, хорошо брала след. Однажды аптеку в районе обувной фабрики ограбили. Моя собака хорошо взяла след и вышла на преступника, его поймали. Беда была в том, что в пылу погони овчарка эта кусала всех, кого доставала. И в тот раз также кого-то из руководителей тяпнула. Но собака была хорошая,
- вспоминает Людмила.
Конечно, много воды с тех пор утекло, менялись системы и политический строй, менялись руководители служб МВД. А служебные собаки, и вместе с ними кинолог Апосталиди, продолжали работать. Пришло другое время и появились другие потребности – стали нужны собаки для поиска взрывчатки и наркотиков, и Людмила стала готовить таких четвероногих специалистов.
Был у меня кобель немецкая овчарка по кличке Фалко. Его готовили на поиск взрывчатых веществ. Очень тонко чуял все запахи, остро реагировал на имитаторы запахов взрывчатки и их аналоги. Помню, была такая ситуация. В 2008 году, за день до моей командировки в Чечню, меня подняли по тревоге и вместе с собакой привезли в один из торговых центров. Оказалось, там была найдена бесхозная сумка, и по ней сработала уже одна собака, натасканная на поиск взрывчатки, обозначив как подозрительную. И был вызван сапер в полном обмундировании. Тогда на всякий случай решили проверить еще с помощью моего Фалко, так как знали, что он очень надежный и никогда не ошибается. Три раза проверили, собака сумку не обозначила. Помню, сапер очень ругался, выяснив, что в сумке – обычная косметика, и никакой взрывчатки…
Людмила Апосталиди – ветеран боевых действий, два раза была в командировках в Чечне, в 2008 и в 2010. Говорит, что вторая была гораздо спокойнее первой, обстановка в республике тогда почти нормализовалась. И хоть ездила туда с собакой, но работать пришлось тогда…поваром.
А в 2008, конечно, пришлось напрячься. Тогда наш с собакой рабочий день начинался с проверки территории ПВД на наличие взрывчатых веществ. Однажды начальник решил проверить, как Фалко работает. Взял три рюкзака и в 1 положил патрон от «Макарова». Пес его сразу обозначил. И второй раз, и третий… После этого все знали – если Фалко лег или сел, значит рядом взрывчатка и нужно звать саперов,
- рассказывает Людмила.
К сожалению, в той командировке, в 2008, этот ее пес погиб. Говорит, накормили чем-то, возможно, отравили. Хороших собак враги боялись.
В следующую командировку, через 2 года, Людмила уехала уже с другой воспитанной ею собакой – Лео….
В той командировке ничего особо интересного не происходило. Только вот чеченские молодожены часто беспокоили. У них почему-то была традиция в день свадьбы приезжать к нашему ПВД и стрелять их оружия. Уже даже собаки на них не реагировали…
И сегодня Людмила, будучи пенсионером, продолжает воспитывать собак. Уже не для службы – для себя. Молодая овчарка Цента сегодня – ее друг и надежный помощник в воспитании внука Егора. Кто знает, может парень, с детства наблюдая, как бабушка занимается с четвероногим питомцем, и сам пойдет по ее стопам. Преемственность поколений, знаете ли…