Для киселевчанина Владимира Бажанова праздник 9 Мая – особенный. Для него это не только память о войне, события которой описывали ему бабушка, мама и ее сестры. Это надежда. Надежда, наконец, найти своего родного дядю Василия Чиркова, который пропал без вести в лихие сороковые.
«Мама рассказывала, что в ее семье было семеро детей – пять сестер и два брата. Василию было восемнадцать, когда началась война. Сразу же, как только стало известно, что фашисты напали на Советский Союз, Василий пошел в киселевский горвоенкомат и попросил отправить его на фронт. Не мог поступить иначе молодой человек того времени! Но на тот момент восемнадцатилетних не забирали. Пришлось маминому брат подрисовать себе лишний годок в документах. И в августе сорок первого он добровольцем ушел на фронт», - рассказывал нам пришедший в редакцию Владимир Романович.
По его словам, попал парень не абы куда, а в парашютно-десантный полк. Воевал, писал письма с фронта о том, как бьет фашистов. В последнем письме сын сообщил родителям, что его забрасывают в тыл врага. Больше вестей от Василия не было...
Сегодня семья Владимира Баженова не знает, где похоронен их герой – Василий Тимофеевич Чирков. Скупы слова похоронки, которая пришла на адрес родителей солдата: «Пропал без вести».
На память потомкам от Василия остался лишь портрет бравого парня, который в самое страшное и трудное время не пожелал отсиживаться в тылу. Он пошел защищать Родину. Для Владимира Бажанова и миллионов россиян это не пустые слова и не показной патриотизм. Судьба его дяди – это судьба миллионов простых мальчишек, детство и юность которых закончились в сорок первом. Им пришлось стать мужчинами, защитниками и героями просто в один миг. Нужно помнить об этом всегда.
На сайте «Память народа» мы нашли информацию о нашем земляке солдате Чиркове. Он – уроженец деревни Черепаново. Правда, информация о времени призыва немного другая – 6 октября 1941. «Воинское звание: рядовой. Должность – десантник. Последнее письмо написал 24 марта 1942 года. Последнее место службы: в/ч п/п 1907. Дата выбытия: __.04.1942. Причина выбытия: ранен», - так написано в документе, называемом «Донесение о потерях». Больше никакой информации о рядовом Чиркове не имеется, есть лишь бумага с материалом о розыске Чиркова, в которой указано, что разыскивает его отец, Чирков Тимофей Григорьевич, проживавший в Киселевске на улице Подгорная, 24.
К большому сожалению нашего читателя Владимира Романовича, все письма от дяди хранились в семье старшей сестры его, Анны, но, увы, были утеряны. Не сохранилось и то последнее письмо, и похоронка…
Но судьба Василия Чиркова не может не беспокоить его потомков. И Владимир Романович надеется, что ему смогут помочь в поисках могилы его дяди киселевские поисковики. Мы обязательно передадим им эту информацию и будем надеяться, что результат окажется положительным.
А Владимир Бажанов попросил опубликовать в газете стихи собственного сочинения, посвященные солдату Чиркову. С удовольствием это делаем:
- Всем без вести пропавшим и моему дяде Чиркову Василию Тимофеевичу посвящается:
Я рос простым мальчишкой,
С ребятами играл,
Нянчился с братишкой,
Сестренок защищал.
Но как-то незаметно
Мальчишки возмужали,
И пролетело детство,
И взрослыми мы стали.
И вдруг нам объявили,
Что началась война.
Мы родились в то время,
Не наша тут вина…
Суровое выпало нам бремя,
Отсиживаться дома я не стал.
И добровольцем ушел на фронт,
За Родину грудью я встал,
Прибавив себе год…
За спинами товарищей я не спасался,
И бил фашистов наповал,
И даже смерти не боялся,
Я храбро воевал.
Но я вчера из боя не вернулся.
Сегодня до зари не встал…
Я был убит. Я не очнулся.
Наверно, от войны устал.
И полетела в дом мой похоронка.
Отец от горя черным стал.
И мать рыдала, на руках держа ребенка.
Я без вести пропал…
Быть может, я на мине подорвался,
Или с парашютом где-то я упал.
А может, выдернув чеку, с врагом взорвался.
Был ранен я, и неизвестным стал…
Никто не знает, где моя могила,
Никто не видел этот пьедестал.
За что проклятая война меня убила?
За что я без вести пропал?
А может, я под Вечным, у стены, огнем?
Возможно, здесь последний мой приют,
Где, проходя чеканным шагом,
Солдаты честь мне отдают…
А как хотелось бы с войны вернуться,
Родителей, сестер моих обнять
И младшенькой сестренке улыбнуться.
Ее ведь маме в трудный год пришлось рожать.
Как жаль, что не родятся мои дети.
Как жаль, что многое я так и не узнал.
Как плохо быть мне на том свете.
Как плохо, что навсегда пропал…
Ну вот, я о себе вам и поведал.
Как будто в отчем доме побывал.
Прощайте навсегда, мои родные.
Я без вести пропал…
Промчались годы, вот уж новое столетье.
Сейчас не то, что в наше лихолетье.
Потомки нас не забывают, чтят.
А где-то наши обелиски опять враги уничтожают.
Но все ж не зря мы жизни положили,
Чтоб наши внуки, правнуки отлично жили,
И в этом был какой-то толк.
А мы сейчас – «Бессмертный полк»